Прибыли российских авиакомпаний терпят крушение

Прибыли российских авиакомпаний терпят крушение

Содержание
За первый квартал текущего года суммарный убыток авиакомпаний страны насчитал 45,3 млрд рублей, об этом сказано в отчете Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). В отчете также сказано, что доход за этот же период составил 306,2 млрд рублей, при этом расходы достигли 351,5 млрд рублей.

Общие убытки, полученные за три месяца нынешнего года, можно сопоставить с суммой за весь 2018 год. По мнению специалистов ассоциации, причина такой большой разницы между доходами и расходами кроется в отказе от повышения цен на услуги.

В 2018 году затраты на топливо, которое дорожает, удалось восполнить с помощью удачного сезона и большого количества клиентов. Этим летом компенсировать убытки таким образом вряд ли будет возможно. Повышение цен на топливо сказалось не только на внутреннем рынке, но и на международных перевозках.

Однако у авиакомпании «Аэрофлот» выручка, наоборот, выросла на 23,3%, составив 138 млрд руб. Андрей Чиханчин, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот», ранее разъяснял, что самое большое влияние на расходы авиакомпании в первом квартале 2019 года оказал рост расходов на авиационное топливо.

Андрей Чиханчин: Общие расходы на топливо по Группе увеличились на 9,7 млрд руб., или на 28,4%, в том числе за счет роста его стоимости на 10,2% в рублях по сравнению с первым кварталом 2018 года. Более высокая стоимость керосина в отчетном периоде, несмотря на снижение нефти марки Brent на 5,4%, объясняется ослаблением курса рубля против доллара США на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Удельные операционные расходы на кресло-километр увеличились на 6,4%, что помимо указанного топливного фактора также связано с курсовым эффектом.

Государство не спешит на помощь

По мнению Дмитрия Баранова, ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент», отрасль требует поддержки от государства в виде льгот и преференций в фискальной области, стимулировании потребителей для обеспечения стабильного пассажирского и грузового потока, а также поддержки покупателей отечественной авиатехники.

Дмитрий Баранов: В первую очередь необходимо сделать так, чтобы снизить стоимость топлива, но здесь есть нюанс: невозможно снизить цены только на авиационное топливо так, чтобы стоимость остального топлива прежней. Это вызовет недовольство перевозчиков остальных видов транспорта, усилится социальная напряженность в обществе — все это нужно учитывать. Именно в сфере регулирования топливно-энергетического комплекса должны быть предприняты такие действия, которые нормализуют ситуацию с ценами на топливо, в том числе и для авиаперевозчиков.

Другим возможным решением проблемы могут стать различные меры по стимулированию потребителей чаще пользоваться услугами воздушного транспорта, причем не только пассажиров, но и грузоотправителей. В частности, программа субсидирования воздушных перевозок в стране может быть расширена так, чтобы она распространялась на другие категории пассажиров и затрагивала большое число регионов.

Того же мнения придерживается и Кирилл Стариков, аналитик ООО «Эксперт плюс», который уверен, что в России в корне не решить проблему авиаперевозчиков без участия государства.

Кирилл Стариков: Правительство должно держать цены на керосин (как и на бензин) не выше определенного уровня: причем не компенсировать «недополученную разницу» нефтяникам и нефтепереработчикам, а обязать их держать внутренние цены самим — в обмен на предоставленное тем же государством право иметь сверхдоходы на экспорте, это нормально. Права предполагают и социальные обязательства, их надо прописать в букве закона. Кроме того, государство может контролировать аппетиты аэропортов, заставляя их снижать аэропортовые сборы. Это лучше и дешевле, чем потом компенсировать затраты на эти сборы авиакомпаниям и «подкармливать» за счет государства монополисты-аэропорты.

И, конечно, надо срочно убирать барьеры, мешающие развитию у нас реального лоукоста: ведь, в сущности, сейчас против этого и аэропорты, и авиакомпании-гиганты. Не чувствуя должной поддержки государства, которое не делает достаточно для снижения затрат авиаперевозчиков, они видят в лоукост-сегменте исключительно конкурентов, а вовсе не часть решения проблемы. Хотя реально организовать все так, чтобы для лоукостов, которые меньше используют аэропортовую инфраструктуру, расходы на обслуживание тоже были бы ниже в разы.

Аналитик уверен, что в конечном счете от увеличения числа перелетов на отдых и по делам выиграли бы и местные бюджеты за счёт денег туристов, и деловая активность поднялась бы в целом по России. Все, что способствует коммуникациям, облегчает перемещения — улучшает и деловую среду, и макропоказатели ВВП, а значит, дает возможность росту доходов граждан. Создавая условия, мы все-таки можем подобными путями «вытягивать себя из болота» за волосы, как это делал сказочный барон Мюнхгаузен.

Учимся летать

Дмитрий Баранов полагает, что причина упадка авиаперевозчиков связана еще и с тем, что у нас в стране в принципе мало летают.

Дмитрий Баранов: Так сложилось исторически, когда у нас была всего одна авиакомпания и больше летать было нечем. Кроме того, в стране низкая мобильность населения, что также не способствует развитию перевозок, причем не имеет значения, о каком транспорте идет речь. Несомненно, различные происшествия с воздушными лайнерами быстро становятся известны всем и желания летать многим также не добавляют. Сыграли свою отрицательную роль сокращение и ликвидация инфраструктуры воздушного транспорта в стране, происходившие в конце прошлого века. Закрылись многие аэропорты, не стало ряда объектов, которые обеспечивали воздушное движение в стране, устарела техника и оборудование в отрасли.

Так сложилось исторически, когда у нас была всего одна авиакомпания и больше летать было нечем. Кроме того, в стране низкая мобильность населения, что также не способствует развитию перевозок, причем не имеет значения, о каком транспорте идет речь. Несомненно, различные происшествия с воздушными лайнерами быстро становятся известны всем и желания летать многим также не добавляют. Сыграли свою отрицательную роль сокращение и ликвидация инфраструктуры воздушного транспорта в стране, происходившие в конце прошлого века. Закрылись многие аэропорты, не стало ряда объектов, которые обеспечивали воздушное движение в стране, устарела техника и оборудование в отрасли.

Кирилл Стариков: Потоки пассажиров там умело разделены по материальному положению и запросам. Это необходимо сделать и в России, с учетом наших расстояний и прочей специфики. В Европе студенты и другие не особо состоятельные слои населения летают повсюду лоукостерами (без багажа), покупая билеты по ценам от 30 евро (если бронировать за 2–3 месяца) и до 80–100 евро максимум на любое европейское направление. А для тех, кто может легко позволить себе платить, существуют большие и солидные авиакомпании, у которых билеты на рейсы стоят дороже.

И большие компании вовсе не внакладе, так как могут окупить затраты ценами повыше, и лоукостеры там тоже зарабатывают. Причем нормальные лоукостеры, а не сделанные наскоро по типу нашей «Победы»: на европейский лоукостер можно пронести и рюкзак, и стандартную ручную кладь 55х40х20 см, а не дамский ридикюль. Билеты без питания, но его у некоторых перевозчиков можно докупить на борту, если передумал экономить.

У нас же сама система авиаперевозок слишком негибкая, совсем мало заточена под продажу разнообразных удобных людям услуг, которые пассажир мог бы (но не обязан) выбрать. Отчасти с марта по пути «тарифного конструктора» пошел «Аэрофлот», когда ввел для желающих дисконтные безбагажные тарифы. Но даже они все еще дороговаты, и к лоукост-сегменту эти билеты не отнесешь.

Однако Дмитрий Баранов уверен, что перспективы у отечественных авиационных перевозчиков есть. Связаны они с изменением ситуации с инфраструктурой воздушного транспорта, производством собственной авиатехники, изменением отношения к полетам в обществе, появлением нового поколения пассажиров, для которых полет становится обыденностью. Понятно, что мгновенно ситуацию не исправить, тем не менее в перспективе 3–5 лет она может измениться в лучшую сторону, и у нас будет летать больше граждан, будут перевозить больше грузов воздушным транспортом.

Виктория Степанова, Credits.ru

Оставить комментарий

Кредитные карты: лучшие предложения
Смотреть все
Банк
Сумма
Ставка от %

Банк

ТИНЬКОФФ БАНК

Сумма

от 5 000 Р.

Ставка %

12%

Подробнее
Список документов
  • Паспорт

Банк

ТИНЬКОФФ БАНК

Сумма

от 5 000 Р.

Ставка %

15%

Подробнее
Список документов
  • Паспорт