16 российских банков протестируют цифровые профили граждан
16 российских банков станут участниками пилотного проекта по тестированию цифрового профиля гражданина. Об этом на пресс-конференции заявила первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.
По словам Скоробогатовой, желающих принять участие было много, организаторам пришлось отсеять некоторые заявки. Выбранные 16 банков входят в топ-30 крупнейших кредитных учреждений России. Также в проект взяли три страховые компании и четырех поставщиков данных (ФНС, Росреестр, МВД и Пенсионный фонд).
Пилотный проект начнется в апреле-мае 2019 года и будет идти до марта 2020-го. Результаты тестов появятся спустя месяц после этого. По словам представителя Банка России, в рамках тестирования банки опробуют работу с цифровым профилем гражданина на электронном оформлении кредитов, ОСАГО и КАСКО.
Цифровой профиль гражданина — это сведения о человеке или юридическом лице, которые есть в информационных базах государственных органов, некоторых компаний и в ЕСИА. На первом этапе в профиле, который создается в рамках проекта «Информационная инфраструктура», будут указаны 57 атрибутов персональных данных. Наличие профиля, по задумке, позволит человеку удаленно в режиме онлайн управлять своими данными и отправлять их госсервисам или компаниям для получения услуг или документов. В случае с выдачей кредита достаточно будет через приложение дать банку доступ к своим данным.
По словам замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максима Паршина, сейчас подобие цифрового профиля уже есть у пользователей портала «Госуслуги» — это 52,5 млн человек. Базовые сведения о гражданах, такие как ФИО, пол, дата рождения, номера основных документов, есть и в системе ЕСИА. Паршин ранее отмечал, что при желании гражданин в любой момент сможет отозвать согласие на доступ к сведениям о себе. Что касается финансовых услуг, в перспективе использование цифрового профиля может сделать их дешевле.
Помимо профиля гражданина, в рамках программы по цифровизации экономики с 2018 года внедряется еще одно нововведение: работа с биометрическими данными в банках. Точки сбора таких данных уже появились во многих отделениях кредитных учреждений: человек должен оставить запись своего голоса и фотографию, а затем уже удаленно подтвердить их с помощью микрофона и камеры. Предполагается, что это упростит выдачу займов и открытие новых счетов: гражданину, который оставил свои биометрические данные, не нужно будет ходить в офис банка. В конце февраля СМИ со ссылкой на «Ростелеком» сообщали, что работа идет с трудом: у банков появились проблемы со сбором биометрии из-за зависающих систем и нечитаемых изображений и аудиозаписей. Кроме того, банки жалуются на непопулярность идеи у граждан.