Реальные причины провала финтех-стартапов: учитесь зарабатывать

Совсем недавно разработчики робоэдвайзинг-платформы Swell объявила о закрытии своего «детища» из-за того, что они не смогли достичь нужного масштаба, и поэтому не могут гарантировать устойчивое обслуживание. Ежегодно «по-тихому» закрываются сотни и даже тысячи молодых финтех-компаний. В чем же реальная причина массовых неудач финансовых стартапов?
Можно нагуглить десятки или даже сотни оснований, но у всех будет один корень: компании не зарабатывают достаточно денег. Издательство Fintech Singapore перечислило основные причины провала, а корреспондент Forbes соотнес их с недостаточным заработком.
- Недофинансирование. Если бы стартап приносил хорошую прибыль, то ему бы было все равно на объемы финансирования.
- Выбор неправильных венчурных инвесторов. Если бы стартаперы зарабатывали достаточно денег, то им бы не нужно было надеяться на сторонние вложения.
- Игнорирование соответствия требованиям регуляторов. Это далеко не всегда является причиной провала: тот же Robinhood «упустил из виду» соблюдение требований при открытии расчетных счетов в конце 2018 года. И благодаря своей смелости они получили от инвесторов $7,6 млн.
- Думать о финтех стартапе ровно так же, как о другом техническом стартапе. Для финтеха очень важно понимать психологию потребителя, связанную с деньгами, кредитами, сбережениями и платежами. Как только стартап научится «читать» своих клиентов, он сразу получит прибыль.
- Конкурировать, предлагая более дешевые услуги. В конечном итоге это никуда не приведет: вы не сможете стать круче банков, если не начнете сотрудничать с ними или не будете масштабироваться до тех пор, пока сами не станете банком. В первом случае вы развиваетесь за счет другого финансового учреждения, а во втором — зарабатываете деньги настолько хорошо, что сами можете делиться ими.
Конкуренция в финтех-среде
Очень странно, что практически никто не упоминает конкуренцию как один из факторов краха. А ведь именно она часто является причиной провала: стартап просто не успевает за конкурентами.
По иронии судьбы, многие финтех-стартапы думают, что у них просто нет конкурентов. Как правило, они ошибаются в этом. Но конкуренция — это хорошо, так как уже есть рынок и спрос на услуги.
А если у стартапа реально нет конкурентов, то задача становится в разы сложнее: ему нужно создать рынок самостоятельно. В ином случае — гарантированный провал.
Есть финтех-стартапы, которые не зарабатывают деньги, но все-таки преуспевают — обычно их просто выкупает «рыба покрупнее». Однако после покупки можно забыть о самостоятельности и свободе экспериментов: вы теперь часть большой корпорации. Многие создатели согласны на такую судьбу своего «детища», однако и здесь они натолкнутся на неожиданную преграду. Слишком много стартапов имеет раздутое о себе мнение: никто не будет вкладывать в вас, пока не будет уверен в том, что вы точно принесете большие деньги.
Реальная причина провала финтех-стартапов
Всё намного проще, чем казалось изначально. Реальная причина неудач многих компаний заключается в неправильной бизнес-модели. Отсюда и проистекает недофинансирование, неверный выбор инвесторов, провал маркетинговой стратегии и т.д. Выход тут один: полностью менять своё поведение. Нужно не только чувствовать тенденции, но и уметь создавать их самим.
Forbes