Зарплату выпустят на волю
Сегодня стало известно, что в осеннюю сессию парламента зарплатному рабству окончательно могут положить конец, предоставив сотруднику возможность выбора банка, в который по номеру мобильного телефона будет поступать его зарплата. Credits.ru узнал у банковских экспертов, как будет работать новая система.
Инициатором проекта по внедрению механизма выплаты заработной платы через систему быстрых платежей выступил Альфа-Банк.
Владимир Сенин, заместитель председателя правления Альфа-Банка: Как показывает опрос, проведенный в начале лета Левада-Центром, две трети работников до сих пор не имеют возможности выбрать зарплатный банк. За них это сделал работодатель. При этом в 82% случаев работодатель не объясняет мотивы своего выбора. Проще говоря, выбор зарплатного банка осуществляется без ведома работника и без учета его интересов. Работает административный ресурс, в результате преимущество получают госбанки. В ситуации, когда им не нужно конкурировать за клиента, прежде всего, страдает качество обслуживания. В итоге, работники лишены многих преимуществ – хорошего кэшбэка, процентов на остаток по зарплатному счету, бонусов и льгот.
По прогрессивному пути
По мнению Владимира Сенина, есть два пути решения этой проблемы. Первый – привлекать работодателя к ответственности, то есть «наказывать рублем».
В августе вступают в силу законопроекты, один из которых устанавливает штрафы для работодателей за отказ сотруднику в его праве изменить банк, в который должна перечисляться зарплата. Другой увеличивает срок, в течение которого работник должен известить о своем желании сменить зарплатный проект с 5 до 15 дней. Однако он представляется менее действенным в силу того, что правонарушения в сфере трудового права часто не прозрачны, потому как работник предпочитает на доводить дело до прямого конфликта с работодателем. Поэтому сам факт введения административной ответственности работодателей в размере 20 тыс. рублей носит скорее символический характер. Более эффективный стратегический путь – начисление зарплаты через систему быстрых платежей.
В этой системе платежным идентификатором выступает номер телефона работника, а не платежные реквизиты. При этом работник самостоятельно привязывает к своему номеру телефона платежную карту системы «МИР» (оператор – НСПК) и, соответственно, работодатель не располагает информацией, в какой именно банк и на какую карту будет перечисляться зарплата. При такой модели выплаты зарплатное рабство становится невозможным. Похожий подход уже действует на развитых рынках, например, в Великобритании.
Однако, по мнению Сергея Написанова, начальника Управления корпоративных продаж и зарплатных проектов МТС Банка, решить проблему зарплатного рабства можно менее трудоемкими и затратными способами.
Сергей Написанов: В первую очередь, банкам стоит пересмотреть использование зарплатного проекта как средства для уменьшения ставки по корпоративному кредиту. Эта мера высвободит из «зарплатного рабства» миллионы сотрудников, невольно становящихся разменной монетой в переговорах. Мы стараемся выстроить открытое общение – банк-работодатель-сотрудник, которое позволяет нам привлекать клиентов, прежде всего, уникальными продуктами и необходимыми услугами в правильное время, и завоевывать их долгосрочную лояльность.
Далее можно предложить снять с работодателя обязательство по оплате отдельных платежных поручений на каждого сотрудника в разные банки – ввести единый тариф в независимости от количества сотрудников в компании и количества банков-получателей. В этом случае для работодателя перевод в один «зарплатный» банк или в десять будет стоить одинаково.
Техническая сторона вопроса
Сейчас Альфа-Банк совместно с ассоциацией «Финтех» инициирует пилотный проект. Для того чтобы он стал массовым и доступным для всех граждан, работодателей и банков, могут потребоваться дополнительные поправки в законодательство.
Владимир Сенин: В настоящее время эти поправки обсуждаются Альфа-Банком совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ и Банком России. В том числе, обсуждается переходный период, в течение которого граждане и работодатели могли бы перейти с действующей модели выплаты зарплаты на новую, с использованием СБП (системы быстрых платежей). Мы считаем, что технически пилот возможно реализовать в течение года. Далее, по мере изменения законодательства он может быть реализован на территории всей страны.
Одна из поправок в законодательство предполагает, что работодатель будет письменно информировать работника (по электронной почте или другим способом) о появившейся у него возможности получать зарплату через СБП. В ответ сотрудник сможет прислать номер своего телефона – идентификатор в системе быстрых платежей, через которую будет начисляться зарплата.
Максим Степочкин, руководитель управления некредитных продуктов Райффайзенбанка: Мы поддерживаем инициативу обязать работодателей отправлять новым сотрудникам такие юридически значимые сообщения, так как это позволит повысить конкурентность рынка, а значит, повысить качество сервиса для клиентов. Пока нет четкого понимания механизма реализации данной идеи, но ясно, что потребуются сложные технические доработки в системах – и внутрибанковских, и тех, которые использует работодатель для перечисления зарплат. Возможность соблюсти конфиденциальность зависит от механизма, который будет распределять средства по разным банкам.
Пробелы в проекте
Вопрос о том, кто будет нести ответственность за сбои в начислении зарплаты, пока остается открытым, так же как вопросы безопасности и возможности возврата платежей.
Алексей Панферов, заместитель председателя правления Совкомбанка: За чёткость передачи номеров телефонов сотрудников в СБП отвечает работодатель. За чёткость работы СБП – национальная система платежных карт. За начисление зарплаты по факту прихода суммы от работодателя – банк, обслуживающий работника.
Сейчас банк и работодатель в основном связаны через систему банк-клиент. Она позволяет онлайн просматривать статус перечисления, находить ошибочные записи, а также исправлять данные по уволенным сотрудникам, которых отбраковывает система и так далее. Запуск и настройка мультифункционального сервиса банк-клиента в любом банке длится не менее года, так как под него подстраиваются и другие внутренние системы.
Однако выгоды новой системы для сотрудников невозможно отрицать. Кроме того, она позволяет минимизировать расходы работодателя.Сергей Написанов: Перенос этого же функционала в СБП – это прохождение того же пути заново, включая изменение тарификации, обучение сотрудников банка и представителей компании работе в новых системах и так далее. Что касается инвестиций, то конечно это потребует дополнительных вложений для финансовых организаций, ведь им придется практически создавать новый банк-клиент на базе СБП только в более сложной обезличенной форме. Если же в итоге к системе присоединятся все игроки, то важно посмотреть на итоговую тарификацию таких платежей, когда с января 2020 года появится комиссия.
Владимир Сенин: Даже если работники выбрали, например, десять разных банков, работодатель осуществляет перевод одним платежом в пользу НСПК. В рамках Национальной системы платежных карт и СБП все соответствующие технологии уже предусмотрены. Более того, новый механизм выплаты зарплат позволит вывести систему быстрых платежей на проектную мощность, достичь того результата, к которому стремился Банк России при создании этого проекта.
Виктория Степанова, Credits.ru