Кредит на бизнес

Согласно результатам различных исследований, самым популярным банковским продуктом для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является расчетно-кассовое обслуживание, а не кредитование. Если РКО востребовано почти у 100% малых предприятий, то кредитами пользуются не более 40%. При этом почти у каждого предпринимателя порой возникает необходимость взять деньги в долг у банка, но далеко не все могут это сделать. Многие пока не отвечают нужным критериям, и жесткие требования к заемщикам, сформулированные Центральным банком России, – пожалуй, одна из главных причин отказов в выдаче кредита. А за так называемых «хороших» клиентов среди банков развернулась настоящая конкуренция, поскольку на самом деле работа в части кредитования малого и среднего бизнеса для самих финансово-кредитных учреждений является очень перспективным направлением, и многие развивают его как приоритетное.


Кредит на бизнес


По словам заместителя начальника управления кредитования Прио-Внешторгбанка Александра Дронова, «любой банк заинтересован в развитии клиентской базы. Приоритетными для Прио-Внешторгбанка являются стабильные, эффективно работающие предприятия нашего региона».


Сегодня к услугам рязанских представителей малого и среднего бизнеса классические виды кредитования юридических лиц – экспресс-кредиты, кредиты на пополнение оборотных средств и на развитие бизнеса. Становятся доступными и такие виды услуг, как открытие кредитной линии и предоставление банковской гарантии. Конечно, подавляющее большинство банков по-прежнему не работает с кредитами на стартапы, справедливо считая их слишком рискованным продуктом, но первая ласточка и в данной сфере уже появилась.


Помимо чисто банковских услуг, малому и среднему бизнесу доступны некредитные формы заемного финансирования, например, услуги факторинга. Их предлагают как факторинговые компании, так и банки. Кроме того, в среде малого и среднего бизнеса все шире используются возможности лизинга, который нередко доступнее и выгоднее классического банковского кредита. В общем, предпринимателям в последнее время есть из чего выбирать…


Мы выбираем…


Проведенный в сентябре 2011 года Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) опрос 2 тысяч предпринимателей – представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) в восьми федеральных округах позволил выяснить, по каким признакам бизнесмены выбирают банк для получения кредита.


На первом месте – условия по кредиту (процентные ставки, срок кредита, комиссии и т.д.) – эту причину назвали 46% опрошенных, на втором – надежность банка (37%). Далее с большим отрывом идут: длительный опыт на рынке кредитования МСБ (13%), оперативность принятия решения о выдаче кредита (10%), доверительные отношения с банком, личные контакты (10%).



Такие причины выбора банка как положительные отзывы и рекомендации коллег, партнеров, знакомых (4%), соблюдение конфиденциальности информации (3%) и профессионализм менеджеров (1%) оказались в самом конце списка.


Данные опроса по группам микробизнеса, малого и среднего бизнеса в отношении критериев-лидеров практически одинаковы. Можно отметить лишь большее внимание представителей среднего бизнеса к оперативности принятия решений банком (13%), а также внимание представителей микробизнеса к выбору банка на основе положительных отзывов коллег (6%).


Особое внимание к стоимости кредита понятно – малый бизнес никогда не имел лишних и легких доходов. А вот внимание к устойчивости банка-партнера возможно объяснить, если вспомнить обязательное требование подавляющего большинства банков о переводе оборотов и вносе всей выручки на счет в кредитующем предприятие банке. В случае возникновения у банка серьезных проблем придется срочно переводить все обороты в другой банк, что само по себе может создать немалые проблемы для бизнеса. Но и в случае суммы кредита меньшей, чем остаток на расчетном счете предприятия, бизнесмен рискует получить лишь малую долю своих денежных средств из рук банковской ликвидационной комиссии.


Банки, как мы уже сказали, заинтересованы в надежных заемщиках и стараются привлечь их низкими процентными ставками, предоставлением льгот по другим видам обслуживания. Многие переходят на круглосуточное обслуживание, предлагают новейшие технологии и т.д. и т.п. Кстати, именно улучшение сервиса, по мнению наших экспертов, и является сегодня самым важным конкурентным преимуществом банка. Вот что говорит управляющий Рязанским филиалом Пробизнесбанка Матвей Уманский: «Конкуренция по цене является одним из самых дорогих и «непрочных» факторов конкуренции. Основные баталии в 2011 году шли по скорости предоставления средств и индивидуальному подходу. Пробизнесбанк добился здесь успехов, теперь «держим курс» на удовлетворение потребностей клиента, на клиента, который доволен банком».


…нас выбирают


Надо отметить, что сегмент малого и среднего бизнеса для банков является специфичным направлением, довольно сильно отличающимся от работы с крупным бизнесом. По словам заместителя управляющего филиалом банка ВТБ в Рязани Александра Кудинова, «в основе процесса кредитования любой компании от малого до крупного бизнеса находится анализ финансового состояния потенциального заемщика. По его результатам банк должен ответить себе на вопрос о возможности предприятия в будущем не только оплачивать текущие расходы за пользование денежными средствами, но и возвратить в полном объеме и точно в срок полученный кредит. Отличия в данном случае могут быть в сумме принимаемых рисков. Конечно же, на компанию крупного бизнеса объемы кредитования значительно превышают объемы кредитных рисков, принимаемых на региональные компании. Кредитование крупного бизнеса отличается по уровню полномочий принимаемых решений, как правило, это коллегиальные органы головных кредитных институтов. Подходы к работе с крупным бизнесом имеют свои особенности. В большинстве своем на компании крупного бизнеса устанавливаются кредитные лимиты с фиксированными основными условиями сотрудничества на определенный период, в том числе и по документарным операциям. Региональные компании, в основном, финансируются в рамках отдельных кредитных сделок, решениями территориальных подразделений».



Надо отметить, что требования банков, предъявляемые к заемщикам – предпринимателям, в последнее время стали очень гибкими. Все чаще банки индивидуально относятся к своим клиентам, модифицируя классические продукты под конкретного заемщика с учетом специфики его бизнеса, оборотов и т.д. В результате получается адаптированный продукт, который удобен как самому клиенту, так и банку, который таким образом снижает свои риски. Но, тем не менее, есть ряд критериев, которые являются практически стандартными у всех банков. Изучив предложения ведущих кредитных учреждений, работающих в Рязанском регионе, их несложно вычислить. Во-первых, это нахождение бизнеса в регионе работы подразделения банка, срок работы бизнеса 1 год и более. Во-вторых, наличие работающего бизнеса без проблем с платежами в бюджет и бюджетные фонды. В-третьих, предоставление личных поручительств владельцами бизнеса и залога имущества с его последующим страхованием.


А вот процентные ставки банки определяют обычно индивидуально, с учетом финансового положения заемщика, обеспечения кредита, кредитной истории. Реальный размер процентных ставок может находиться в очень широких пределах – от 12% годовых до 25% и более. При этом ряд банков до сих пор берет различные комиссии за рассмотрение кредитной заявки, открытие ссудного счета, выдачу кредита и т.п.


Лидеры рынка готовы по условиям некоторых кредитных программ предоставлять кредиты без обеспечения. Однако суммы по таким кредитам невелики, процентные ставки выше, сроки кредитования – максимум до 1 года. Заметно, что чем быстрее скорость принятия банком решения по кредитной заявке и меньше необходимое количество документов, тем кредит для предпринимателя обойдется дороже.


Что является самой распространенной причиной отказа в выдаче кредита? С этим вопросом мы обратились к нашим экспертам. Александр Дронов называет три критерия: «Негативная кредитная история клиента, отсутствие необходимого залогового обеспечения, а также несопоставимость суммы запрашиваемого кредита с финансовыми показателями деятельности клиента».


Кстати, в целях облегчения для клиента подготовки немалого объема документов для получения кредита ряд банков практикует оказание помощи в структурировании бизнеса клиента. Это позволяет заемщику как подогнать некоторые параметры своего бизнеса под стандартные требования банка, так и повысить прозрачность своего бизнеса для банка-партнера. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», такие услуги оказывают 28% российских банков.


Лидеры рынка


Расстановка сил на рынке кредитования МСБ не изменилась. По данным агентства РБК.Рейтинг Сбербанк является крупнейшим игроком рынка с большим отрывом от других участников как по объему портфеля, так и по объему выданных кредитов. Однако во 2-м полугодии 2011 года частные банки наращивали свои кредитные портфели гораздо активнее лидера рынка.


Вот как выглядит девятка лидеров в данном сегменте банковских продуктов: Сбербанк, «Уралсиб», ВТБ24, «Возрождение», Банк Интеза, Юниаструм Банк, Инвестторгбанк, «Ак Барс». Большинство из них работают и в Рязанской области.


Практически все эти банки предлагают предпринимателям практически полный перечень кредитных продуктов, исключая разве что кредитование стартапов. Лишь Сбербанк, являясь бесспорным лидером, еще в прошлом году запустил пилотный проект «Кредит «Бизнес-старт» на открытие своего бизнеса по программе франчайзинга. Кредит предоставляется под начало бизнеса в сфере торговли и услуг – магазин, салон красоты, фитнес-клуб, кафе и т.д. Его условия выглядят, на первый взгляд, очень привлекательно. Сумма – до 3 миллионов рублей, срок – до 3,5 лет, ставка – от 17,5% годовых. Кроме того, банк обещает любую консультационную помощь, а также возможность бесплатно изучить курс «Основы предпринимательской деятельности».


Конечно, такие проекты могут себе позволить лишь очень крупные банки. Остальные пока не рискуют давать деньги начинающим предпринимателям. Как говорит Матвей Уманский, «мы готовы дать деньги на развитие бизнеса. Допустим, есть сложившееся предприятие, которое торгует текстилем из Турции или шубами из Греции – не важно. Собственники хотят развивать новое направление (предположим, сами решили открыть швейный цех). При условии сохранения существующего бизнеса и достаточных финансовых средств для погашения долга по кредиту мы готовы рассматривать заявку клиента. А вот давать кредит человеку, который не является профессионалом в том деле, которое собирается открывать и развивать, мы, наверное, не рискнем. Ни один банк не рискнет. К нам часто обращаются люди, которые хотят начать свой бизнес. Но риски для банка очень высокие».


Как тенденцию можно отметить, что в последние 2-3 года многие банки ввели узконаправленные кредитные продукты, например, на приобретение автомобилей, коммерческой недвижимости или выкуп арендуемого помещения. Например, по такому пути идет Сбербанк, «Уралсиб», Промсвязьбанк, Пробизнесбанк и многие другие. Ставки по кредитам, суммы и сроки погашения здесь варьируются в зависимости от уровня рисков банка.


Возможные перспективы


В условиях ужесточения конкуренции в сегменте корпоративного бизнеса и розничного кредитования ниша кредитования малого бизнеса по-прежнему привлекательна для банков.



Ведь, кредитуя малый бизнес, банк выращивает себе потенциально лояльного клиента на многие годы, диверсифицирует свой кредитный портфель и наращивает сопутствующие комиссионные доходы. Кроме того, многие банки уже осуществляют кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет целевых ресурсов открытого акционерного общества «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства (ОАО «МСП-Банк»). Это выгодно для банков, и поэтому в ближайшей перспективе, по словам экспертов, они будут стремиться к сотрудничеству с МСП-Банком в еще большем объеме. А это, в свою очередь, означает, что доступность кредитов для малого бизнеса неизбежно начнет расти.


Мнения экспертов


Матвей Уманский, управляющий Рязанским филиалом Пробизнесбанка


«На сегодняшний день розничный блок позволяет банкам зарабатывать больше, чем МСБ. Это и большая аудитория, и доходность кредита выше, и срок пользования деньгами длиннее. В ближайшие 5 лет МСБ существенно обгонит розничный блок. Несмотря на меньшую доходность, по сравнению с розницей, здесь выше сумма выдачи и меньше издержки»


Александр Дронов, заместитель начальника управления кредитования Прио-Внешторгбанка


«В нашей практике мы стараемся выстраивать долговременные партнерские и взаимовыгодные отношения с клиентом. На консультации специалист банка подбирает индивидуальную схему кредитования организации исходя из особенностей ее финансово-хозяйственной деятельности. Банк готов предоставить своим клиентам как разовый кредит, так и возобновляемые и невозобновляемые кредитные линии или овердрафт по расчетному счету. При этом графики платежей строятся с учетом индивидуальных особенностей каждого клиента».