Бизнес по-русски

По данным Петростата, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге действуют порядка 323 000 субъектов малого бизнеса. Для 4,5-миллионного города показатель неплохой. Особенно, учитывая, что количество частных предпринимателей постоянно растет — в 2010 году их было на 10% меньше.

29.05.2018 220
Бизнес по-русски

По словам директора Межрегионального ресурсного центра Владислав Расковалов, оборот малого и среднего бизнеса за второе полугодие 2011 года составил 23% от общего оборота всех петербургских организаций.

Правда, качество этого оборота оставляет желать лучшего. Большая часть малых и средних предприятий (МСП) работают в сфере торговли, то есть купли и перепродажи. Пока лишь 30% из них ориентированы на другой род деятельности. Однако есть и положительная тенденция: по мнению Владислава Расковалова, предпринимателей — примерно десятую часть всех действующих — начинают интересовать производство и сфера услуг.

Кредиты дают не всем?

Одной из самых острых проблем частного предпринимательства эксперты считают нехватку финансирования. Несмотря на то что кредитование малого бизнеса в последние годы вошло в число задач государственного уровня, получить кредит на начало собственного дела непросто.

Сбербанк готов кредитовать стартапы, выбранные из портфеля бизнес-моделей с участием франчайзинговых компаний в сфере услуг для населения.

Чтобы получить кредит, бизнесмену нужно доказать свою состоятельность, продержавшись на рынке без внешней поддержки хотя бы три месяца. Хотя определенный резон в этой логике есть: по-настоящему активный человек найдет средства и способы проработать первое время. Связано это и с тем, что многие бизнесмены на начальном этапе своей деятельности предпочитают работать по так называемым серым схемам, не показывая прибыль полностью. Только освоив рынок, они приходят к мысли: честная работа может быть не менее, а иногда и более выгодной, и выходят из тени.

Зато уже состоявшемуся бизнесу получить кредит значительно проще. Поддержать деньгами прибыльное дело готовы и банкиры, и государство.Бизнесмены, по словам представителей банков, это ценят.

Людмила Козяк, директор управления продаж корпоративным клиентам Северо-Западного банка Сбербанка России: Предпринимателям сегодня есть из чего выбрать. В нашем банке сейчас порядка 13 унифицированных продуктов для малого бизнеса. Сроки по кредитованию достигают 10 лет. Наиболее востребован на рынке кредитный продукт «Доверие», ориентированный на предпринимателей с годовой выручкой до 60 млн рублей.

Чаще всего, по данным банков, кредиты берут представители сферы торговли — на пополнение оборотных средств.

Павел Гордт, начальник отдела системных продаж Дирекции корпоративного бизнеса Банка «Санкт-Петербург»: За прошлый год портфель кредитов, выданный представителям малого и среднего бизнеса, вырос на 25%, и это неудивительно. Сегодня, когда кризис уже полностью закончился, малый бизнес начал активно развиваться. И он нуждается в поддержке. А для нас это одно из стратегических направлений деятельности.

Поддерживает бизнес и государство. Бизнесмены, которые не могут взять кредит в банке из-за недостаточного залога или отсутствия поручительства, частенько обращаются в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. Если кредит нужен некрупный — до миллиона рублей — фонд может дать предпринимателю взаймы сам. Если же денег нужно больше, зачастую выступает в качестве поручителя.

Нет ни времени, ни денег

Однако, по словам самих частных предпринимателей, дела обстоят не столь радужно. Как рассказал директор выставки недвижимости в СКК Александр Пудиков, в реальности взять кредит не так просто, как кажется. Во-первых, информации о кредитных продуктах бизнесменам катастрофически не хватает. Ведь у них редко когда есть время рыскать по сайтам и выбирать самое выгодное предложение — дел у предпринимателя хватает. Во-вторых, зачастую подсчеты по выплатам кредита, которые ожидает бизнесмен, отличаются от выплат, которые предлагает ему банк. В такой ситуации предприниматели обычно предпочитают не разбираться в деталях, а просто ищут другие источники финансирования с более понятной системой выплат.

Александр Хайкинсон: А потом снова обращаются в банки. К примеру, наше предложение «Кредит на кредит» довольно востребовано среди предпринимателей. Оно подразумевает целевое кредитование на погашение кредита, взятого в другом банке, где процентные ставки или другие условия, например, сроки кредитования, хуже, чем в нашем банке.

Еще одной бедой представители малого бизнеса считают нехватку специалистов на рынке. И здесь получается замкнутый круг. Из-за низкой производительности труда работники не получают высоких зарплат. Как следствие, их покупательная способность тоже невысока. А это, в свою очередь, отражается на обороте бизнеса.

Александр Пудиков: Буквально пару месяцев назад в Петербурге проходил съезд строителей, и выступавший там профессор подсчитал: если бы производительность труда в Европе была такой же, как в Петербурге, среднестатистический европеец обеднел бы на 70%!

Целевое обучение специалистов и бизнесменов в Петербурге есть. Например, в Межрегиональном ресурсном центре существует немало обучающих программ, в том числе и для руководителей. Но беда в том, что занятый выживанием бизнес о них практически ничего не знает.