Новые права заемщиков по закону. А знаете ли?

С момента принятия поправок в закон "О потребительском кредите" прошло уже больше 3-х месяцев. Есть ли прогресс в разрешении споров между банками и заемщиками?

29.05.2018 375
Новые права заемщиков по закону. А знаете ли?

Клиенты жалуются - банк отмахивается?

Около половины претензий клиентов к банкам по данным исследований портала Credits.ru относятся к сфере потребительского кредитования. Больше всего заемщиков возмущает некачественная консультация, одностороннее изменение тарифов и условий, недобросовестная реклама, навязанное страхование и длительное рассмотрение жалоб.

Новые права заемщиков по закону

Из 100 поданных в банк претензий только 10 заканчиваются решением проблемы. А это значит, что в 90% случаев либо сам клиент жалуется необоснованно, либо банк не уделяет проблеме должного внимания. А бывает, что в своем ответе кредитная организация использует такую сложную терминологию, что клиент просто теряется и решает не продолжать разбирательство.

Интересные факты о потребительском кредитовании:

  • по статистике от Банка России, на каждого заемщика (включая детей и стариков) приходится 73 000 рублей долговой нагрузки;
  • по данным исследования Credits.ru, более 80% россиян не знают, какая организация может встать на защиту их финансовых интересов;
  • о законе, регулирующем потребительское кредитование, знает лишь около 5% российских респондентов.

Как же найти на банк управу?

По нашим данным, проблемы, с которыми столкнулись заемщики, касались:

  • потребительского кредитования – 53%;
  • банковских карт – 17%;
  • депозитов – 10%;
  • прочих вопросов – 3%.

Принятие поправок в закон "О потребительском кредите" должно снять напряжение в отношениях между банками и заемщиками.

Что же изменилось? Что такое ПСК и какую роль она играет в формировании процентной ставки? Теперь банк не может не указать в кредитном договоре размер ПСК – Полной Стоимости Кредита. Более того, ей уделено особое место – не менее 5% первой страницы кредитного договора (правый верхний угол). "Теперь ПСК не может более, чем на 1/3 превышать значение средней по рынку процентной ставки." Интересно, что раньше 20% банков вообще не прописывали размер полной стоимости в кредитных документах.

Имеет ли банк право вносить индивидуальные условия мелким шрифтом?

Новый проект запрещает банкам прописывать в договорах персональные условия. Мелкий шрифт также теперь "вне закона". Планируется, что у всех банков будет единый формат кредитного договора.

Сколько клиент может обдумывать предложение банка?

У заемщика теперь есть минимум 5 дней на принятие решения. Здраво оценив выгоду от оформления кредита, клиент не "попадется на удочку" сомнительных преимуществ.

Можно ли вернуть обратно уже полученный кредит?

И снова закон на стороне заемщика. В течение 14 дней после получения денежных средств клиент может без предварительного уведомления вернуть в банк выданную сумму. В этом случае придется заполнить лишь начисленные за период использования денег проценты.

"Добровольное страхование" становится еще "добровольнее"?

Банки теперь не могут заставить клиента заключить страховой договор в дочерней компании. "Заемщик может сам выбрать страховую компанию без риска получить отказ по кредиту".

Звонки коллекторов. Теперь строго по часам?

Для звонков желающих взыскать долг с клиента установлены временные рамки – запрещено беспокоить заемщика с 22-00 до 8-00 по будням и с 20-00 до 9-00 по выходным. А позвонив в разрешенное время, коллектор теперь обязан оставить телефон и адрес для обратной связи. Нарушение закона грозит коллекторам штрафом от 5 т. рублей до 10 т. рублей.

Чего ждать от изменений в законе?

Безусловно, принятые нормы стоят на стороне заемщиков. Но защита клиентов не является единственной целью законопроекта. Не подтолкнет ли закон банки к тому, что "дешевые" кредиты тоже поднимутся в стоимости? Проекту всего 3 месяца, итог подводить рано. А вот повышать свою финансовую грамотность – самое время.