Новые права заемщиков по закону. А знаете ли?

С момента принятия поправок в закон "О потребительском кредите" прошло уже больше 3-х месяцев. Есть ли прогресс в разрешении споров между банками и заемщиками?


Новые права заемщиков по закону


Клиенты жалуются - банк отмахивается?


Около половины претензий клиентов к банкам по данным исследований портала Кредиты.ру относятся к сфере потребительского кредитования. Больше всего заемщиков возмущает некачественная консультация, одностороннее изменение тарифов и условий, недобросовестная реклама, навязанное страхование и длительное рассмотрение жалоб.



Из 100 поданных в банк претензий только 10 заканчиваются решением проблемы



А это значит, что в 90% случаев либо сам клиент жалуется необоснованно, либо банк не уделяет проблеме должного внимания. А бывает, что в своем ответе кредитная организация использует такую сложную терминологию, что клиент просто теряется и решает не продолжать разбирательство.


 Интересные факты о потребительском кредитовании:



  • по статистике от Банка России, на каждого заемщика (включая детей и стариков) приходится 73 000 рублей долговой нагрузки;

  • по данным исследования Кредиты.ру, более 80% россиян не знают, какая организация может встать на защиту их финансовых интересов;

  • о законе, регулирующем потребительское кредитование, знает лишь около 5% российских респондентов. 


Как же найти на банк управу?


По нашим данным, проблемы, с которыми столкнулись заемщики, касались:



  • потребительского кредитования – 53%;

  • банковских карт – 17%;

  • депозитов – 10%;

  • прочих вопросов – 3%.


Принятие поправок в закон "О потребительском кредите" должно снять напряжение в отношениях между банками и заемщиками.



Что же изменилось? Что такое ПСК и какую роль она играет в формировании процентной ставки? Теперь банк не может не указать в кредитном договоре размер ПСК – Полной Стоимости Кредита. Более того, ей уделено особое место – не менее 5% первой страницы кредитного договора (правый верхний угол). "Теперь ПСК не может более, чем на 1/3 превышать значение средней по рынку процентной ставки." Интересно, что раньше 20% банков вообще не прописывали размер полной стоимости в кредитных документах.


Имеет ли банк право вносить индивидуальные условия мелким шрифтом?


Новый проект запрещает банкам прописывать в договорах персональные условия



Мелкий шрифт также теперь "вне закона"



Планируется, что у всех банков будет единый формат кредитного договора. 


Сколько клиент может обдумывать предложение банка?


У заемщика теперь есть минимум 5 дней на принятие решения. Здраво оценив выгоду от оформления кредита, клиент не "попадется на удочку" сомнительных преимуществ.


Можно ли вернуть обратно уже полученный кредит?


И снова закон на стороне заемщика. В течение 14 дней после получения денежных средств клиент может без предварительного уведомления вернуть в банк выданную сумму. В этом случае придется заполнить лишь начисленные за период использования денег проценты.


"Добровольное страхование" становится еще "добровольнее"?


Банки теперь не могут заставить клиента заключить страховой договор в дочерней компании. "Заемщик может сам выбрать страховую компанию без риска получить отказ по кредиту"


Звонки коллекторов. Теперь строго по часам?


Для звонков желающих взыскать долг с клиента установлены временные рамки – запрещено беспокоить заемщика с 22-00 до 8-00 по будням и с 20-00 до 9-00 по выходным. А позвонив в разрешенное время, коллектор теперь обязан оставить телефон и адрес для обратной связи.



Нарушение закона грозит коллекторам штрафом от 5 т. рублей до 10 т. рублей.



Чего ждать от изменений в законе?


Безусловно, принятые нормы стоят на стороне заемщиков. Но защита клиентов не является единственной целью законопроекта. Не подтолкнет ли закон банки к тому, что "дешевые" кредиты тоже поднимутся в стоимости? Проекту всего 3 месяца, итог подводить рано. А вот повышать свою финансовую грамотность – самое время.