Приведет ли безналичное общество к повсеместному хаосу?

Технология становится отличной только тогда, когда она работает самостоятельно и без «костылей». Но иногда даже отлаженные процессы могут пойти не так как планировалось изначально.

16.10.2018 116

TSB решил окончательно перейти на IT-рынок, но это решение вылилось в проблемы катастрофического масштаба. Миллионы клиентов не могли получить доступ к своим счетам в онлайн-банке, а некоторые ошибочно попадали в чужие учетные записи. Вся эта ситуация была настолько плачевной, что расследованием её причин занялось FCA (независимый финансовый регулятор Великобритании).

Затем в июне произошел обвал Visa в Европе, из-за чего многие клиенты не смогли совершить операции по карте. Пользователи не могли ни расплатиться, ни снять деньги в банкомате.

Это две совершенно разных ситуации, но корень проблемы у них один и тот же: безальтернативность технологий. Никто не предоставил запасных вариантов на случай ЧП. Мы должны расценивать эти случаи как предупреждение, что может случиться с нашим обществом, если мы не будем разрабатывать альтернативы. Чем больше мы опираемся на технологии, тем сложней нам пережить их потерю. Даже если она кратковременная.

Но пока что мы ещё очень далеки от безналичного будущего. Новый отчет PaySafe показывает то, что наличка ещё не собирается уходить на заслуженный покой. Более того, 88% опрашиваемых используют её хотя бы раз в течение месяца. Далеко ходить не надо, вспомните себя в общественном транспорте.

Однако, мы постепенно переходим на безналичную экономику. В крупных городах становится всё больше транспортных средств, где можно рассчитаться картой, и даже в маленьких городах можно рассчитаться за покупки телефоном. И эта тенденция прослеживается повсеместно.

62% британских потребителей берут с собой меньше наличнных, чем раньше. В 2017 году в кошельке среднего британца было £33 наличными, сейчас же эта сумма снизилась до £21. Но пока что мы не можем полностью отказаться от купюр, так как они представляют собой самую доступную альтернативу банковским карточкам. Наличке не страшны сбои в системе, отключение электричества и нестабильный интернет. Некоторые эксперты высказывают недоверие современным технологиям, привязанным к существующим инфраструктурам банков. Они твердят что для инновационных технологий должны быть свои инновационные структуры.

Пинар Озкан, профессор стратегии в Warwick Business School: С одной стороны, новые технологии по типу распознавания лиц и сканирования сетчатки позволят обезопасить наши счета лучше, чем это могли бы сделать несколько паролей. Но с другой стороны большинство из нас доверяет свои деньги банкам, чьи IT-системы не обновлялись с 70-х годов. Отличный пример этого — сценарий TBS.

Также банк должен компенсировать пользователям все убытки, которые они принесли из-за сбоя в IT-система финансового учреждения. Клиенты не виноваты в том, что у банков устарели все возможные системы.

Но должны ли мы опасаться стремления к цифровому банкингу? Недавний опрос международной юридической фирмы Osborne Clarke показал, что 79% респондентов опасаются того, что они будут делиться слишком большим количеством данных, если они перейдут полностью на мобильные и цифровые платежи. Людям хочется оставить при себе хоть небольшую частичку конфиденциальности. Но это не мешает никому использовать новые технологии для повышения удобства работы.

Джон Трумен, CEO Quadranet Systems: Благодаря технологиям у людей появились десятки способов оплаты одного товара. Если одна платёжная система не работает, можно работать через другую.

Пользователи проголодались по альтернативам! Они хотят облегчить свою жизнь при помощи технологий. Именно поэтому оплата при помощи телефона становится всё популярнее.

Люси Грин, глобальный директор Innovation Group: Потребители ожидают беспрепятственного, эффективного, мобильного и цифрового опыта. И они его уже получают от интернет-магазинов по типу Amazon. Банки, которые не в состоянии инвестировать и вводить инновации отстают на несколько десятков шагов от инновационных банков и финтех-стартапов. Именно поэтому молодые потребители, которые не привязаны к учреждениям экспериментируют с финансовыми учреждениями, меняя их как перчатки. Нужно быть готовыми к тому, что каждая финансовая привычка будет проанализирована искусственным интеллектом. Главное — подходить к этому с умом, и не потерять доверие. По мере вхождения в эру цифровых технологий конфиденциальность и прозрачность станут ключевыми принципами успешных брендов.

Марк-Александр Крайст, соучредитель мобильной платежной компании SumUp: Удобство и практичность победят в битве за потребителя. Наша работа заключается в обеспечении безопасности транзакций в самом передовом ключе каждого процесса. Да, в безналичной экономике всегда присутствует небольшая вероятность сбоев, но всё-таки это намного безопаснее. Мир наличных денег в разы опаснее финтех-среды, где каждая транзакция защищена сквозным шифрованием, технологией предотвращения мошенничества и цифровой квитанцией. Чем меньше мы используем «физических» денег, тем труднее мошенникам вывести деньги. Один неверный клик — и их можно будет обнаружить, как бы они не пытались скрыться.

Джон Трумен: Правительства поощряют безналичное общество, так как это выводит экономику из тени. Все знают где появились деньги, и куда они перемещаются. Поэтому переход на безналичное общество выгоден для всех налогоплательщиков. В конечном итоге, за последних несколько лет все настолько привыкли к финтех-инновациям, что никто просто не захочет от них отказаться.

Марк-Александр Крайст: Доступ к безналичным платежам позволяет делать то, о чем мы раньше могли только мечтать. Главное знать, как работать с новыми технологиями, а не вешать таблички «принимаем только наличку».

Independent