Финтеху нужен рост: как индийские компании борются за место под солнцем

Инновационные финтех-технологии нуждаются в росте. В некоторых странах это происходит само собой: люди понимают бесполезность налички, а в других странах инновации вводятся чуть ли не насильственно. Люди там настолько привыкли к наличке, что не хотят слышать про альтернативы. Но постепенно весь мир переходит на электронные платежи, что радует всех, кто относится к финтеху.

28.09.2018 74

В июльском пресс-релизе Paytm заявила о 5 млрд транзакций в год, что составляет приблизительно 415 млн. транзакций в месяц. Дипак Аббот, старший вице-президент Paytm говорит о том, что его компания ежемесячно проводит более 100 млн. UPI-транзакций. Самир Нигам, соучредитель и CEO в PhonePe говорит, что за июль 2018 года компания зарегистрировала 112 млн. транзакций, из которых почти 95 млн. составляют UPI-платежи. Совместный результат этих 2 компаний составляет более 80% рынка UPI-платежей Индии.

Проверка в реальных условиях

Тем не менее, создается впечатление, что над индийским финтехом нависают облака. One97 (Материнская компания Paytm) в конце 2017 года опубликовала отчет где рассказала что за прошедший год она потеряла 9 млрд. рупий (около $125 млн.). Это повлекло за собой сокращение расходов больше чем на треть (39%). PhonePe за 2017 год потеряла 1,29 млрд. рупий. Примерно столько же потерял их главный соперник MobiKwik. Даже Amazon не может выйти в плюс на индийском рынке.

Дипак Аббот: Платежи — это не деньги. Это волокно, связывающее обе стороны сделки. Именно удобность платежей создает уверенность в платформе. Все поставщики цифровых услуг конкурируют с наличкой. Честно говоря, даже сейчас пользоваться наличкой намного проще. Поэтому идеальный цифровой платеж должен быть таким же простым и понятным каждому, как и работа с наличными.

Борьба против наличных и банковских карт становится довольно дорогим делом. Люди привыкли к ним, и для того чтобы переманить людей нужно приложить титанические усилия.

По данным RBI в июне 2018 года в Индии в обращении находилось 39,3 млн. кредиток и 944 млн. дебетовых карт. За месяц POS-терминалы принимают приблизительно 419 млн. транзакций на 942 млрд рупий (около $13 млрд), что в среднем равняется 2247 рупий (примерно $30) за транзакцию.

Но увеличение аудитории цифровых платежей не всегда влияет на их монетизацию. P2P-платежи в UPI (United Payments Interface) до сих пор остаются бесплатными для пользователей. В конечном итоге почти все комиссии платят поставщики услуг.

Жить надеждой

Онлайн-кошельки просто объедают поставщиков услуг и им остается надеяться на то, что со временем они смогут заставить конечного пользователя платить за UPI-платежи. Иначе бизнес просто не выживет.

Сампад Суэйн, соучредитель и CEO Instamojo: Надеюсь, что мы сможем построить платформу, которая позволит нам выйти на смежные рынки. Только доля платежей будет уменьшаться, так как нам это будет просто невыгодно. Если сборы будут уменьшаться, то в мы уйдем в огромный минус. Это гонка на дно.

Финтех-компании «подсели» на данные точно так же, как цивилизация в своё время на нефть. Именно данные предоставляют полную свободу. Компания может самостоятельно решить какие именно ей нужны данные для анализа.

Вивек Белгави, финтех-лидер PwC India: Основная стратегия заключается в приземлении и расширении. В каком-бы сегменте не находился бизнес ему нужно будет определять смежные пулы доходов. Он должен выяснить смежные потребности торговцев и потребителей. Это может быть кредит для торговцев, индивидуальный кредит для клиента или сторонний дистрибутив.

Аверс Суэйн из Instamojo: В течение следующего десятилетия начинающие финтех-стартапы будут напоминать банки и наоборот.

Финтех старается использовать все свои возможности. Тот же PayTm изначально возник как сервис по оплате коммуналки, потом в него добавили сервис бронирования билетов. А сейчас мы имеем практически полноценный банк, который по данным RBI выдал 41 млн. дебетовых карт. Общее количество транзакций с картами превысило 2 млн.

PayTM уже продает страхование, а продукт управления капиталом PayTm Money позволит покупать взаимные фонды онлайн. Компания утверждает, что она уже привлекла в ряды своих пользователей около 7 млн оффлайн-торговцев. У PhonePe немного другие амбиции. Руководство говорит, что они хотят сотрудничать, а не соперничать. Компания уже открыла брендовые магазины внутри приложения, а будущем здесь ещё появится страховка.

MobiKwik планирует запустить сервис потребительских кредитов. Мало того, даже Amazon инвестировала в индийские финтех-стартапы SMF Capital и Acko Insurance для тестирования готовности потребителей к инновациям.

Но круче всех Ant Financial (дочерняя компания Alibaba). Она управляет Alipay, одним из самых больших рейтинговых агентств и фондов денежного рынка в мире. В июле этого года Wall Street Journal сообщил о том, что сейчас в Ant Financial присутствует 620 млн. активных пользователей, а суммарный объем транзакций в 2017 году составлял $8,8 трлн. Дочка Alibaba завоевала огромное доверие китайского рынка. Местные банки жалуются на то, что клиенты Ant Financial просто забирают свои депозиты, из-за чего у них финучреждениям нужно просто закрываться.

Свой путь

Однако, в отличие от Китая, у Индии более надежная инфраструктура финансовых услуг. Тем не менее, существуют огромные дыры в предоставлении кредитов малым и средним предприятиям. Также не нужно забывать про огромное количество населения, у которых нет счетов в банке. Поэтому индийские инновации смогли плавно изменить игру, не нажив себе врагов в виде банков. Крупные индийские банки уже работали в цифровом мире.

В финансовой системе Индии есть место всем, даже молодым компаниям. Им сейчас нужно сосредоточиться на той части населения, которая ещё не успела стать клиентами банков или финтех-учреждений. Вполне вероятно, что Индия пойдет по пути сотрудничества, а не соперничества финтеха и банков. Но как всё будет на самом деле — не знает никто. Время покажет.

Forbes India