Михаил Иоффе: «Завтра банки смогут идентифицировать клиентов без предъявления ими каких-либо документов»

На чём зарабатывают банки и на что они готовы ради удержания клиентов, исчезнут ли в итоге наличные деньги и как общаться с банком онлайн credits.ru побеседовал с Михаилом Иоффе, старшим вице-президентом, управляющим Северо-Западным филиалом банка «Открытие».

26.07.2018 129

Михаил Юрьевич, «Открытие» - банк для бизнеса или частных клиентов?

Банк «Открытие» является универсальным банком, который обслуживает и частных лиц, и малый и средний бизнес, и крупные корпорации. Такой комплексный подход позволяет предложить клиентам более выгодные условия обслуживания.

На чем зарабатывает банк – какая услуга приносит наибольшую прибыль?

«Открытие» не является банком-монолайнером, делающим ставку, например, исключительно на ипотечные кредиты или на кредитные карты. Банк получает и процентные доходы – от самых разных видов кредитов – так и комиссионные доходы: за осуществление различного рода платежей, обслуживание пластиковых карт.

Из опыта - самый простой и действенный способ удержания клиента? Что показывают ваши исследования, почему люди меняют банк?

Единого способа, который позволил бы привлечь или удержать любого клиента, просто не существует. Есть огромное количество самых разнообразных клиентских групп, и у каждой свои первостепенные потребности. Кого-то интересует исключительно цена банковского продукта, для кого-то на первом месте – качество сервиса. Одним важна возможность управлять личными средствами с мобильного телефона, другим – снимать денежные средства в банкомате рядом с домом. Умение определить потребности клиентов и качественно их удовлетворить и отличает эффективные банки от неэффективных, позволяет им выстраивать с клиентами долгосрочные отношения.

В обозримой перспективе наличные никуда не исчезнут

В советские годы в стране был один банк – Сбербанк. Сегодня мы регулярно слышим об отзывах лицензии. Сколько банков, на ваш взгляд, для России достаточно?

ЦБ РФ в последние годы, действительно, провел серьезную работу по отзыву лицензий у недобросовестных участников рынка банковских услуг. Однако в стране продолжает работать несколько сотен банков и финансовый сектор экономики продолжает оставаться высококонкурентным. На банковском рынке сейчас не один, не два и даже не пять сильных игроков. Число крупных российских банков, которые активно конкурируют между собой как по уровню процентных ставок, так и по качеству сервиса, в том числе в сфере IT-технологий, на сегодня, как минимум, равняется трем десяткам.

10 лет назад чипованная карта была чудом. Потом мы восторгались бесконтактными. Сегодня платим через телефон, часы. Кто-то вживляет себе чипы прямо под кожу. Исчезнут ли наличные? Что станет их альтернативой?

С учетом практики работы зарубежных банков, можно смело предположить, что количество безналичных платежей в России продолжит расти и в крупных городах России оборот наличных денег серьезно снизится. Однако не надо забывать, что у нашей страны есть своя специфика. И помимо Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников есть села, поселки, удаленные от современной транспортной и IT-инфраструктуры. Поэтому в обозримой перспективе наличные деньги никуда не исчезнут и продолжат играть серьезную роль в экономике нашей страны.

В кошельке россиян сегодня уже четыре-пять карт

По данным 2018 года, население России около 147 млн человек. А сколько в стране пластиковых карт? Можно ли говорить, что карта есть уже у каждого россиянина?

Уже несколько лет количество эмитированных в России пластиковых карт существенно превышает число граждан страны. У многих жителей Петербурга в кошельке уже даже не две, а четыре-пять пластиковых карт. И сегодня конкуренция среди банков в сфере пластиковых карт сводится к тому, чтобы их кредитка была первой в кошельке клиента.

Сегодня много говорят о цифровизации банков – какие нововведения ждут нас (обывателей) в ближайшем будущем? Все ли вопросы и проблемы можно решить в онлайне?

Наиболее бурно сейчас развивается направление биометрической идентификации клиентов. В скором будущем банки технически смогут идентифицировать своих клиентов без предъявления ими каких-либо документов. Но в любом случае полностью перевести обслуживание в онлайн-системы не получится. Ведь банк хотя бы в первый раз должен надежно идентифицировать своего нового клиента, создать его профиль, с тем, чтобы в дальнейшем иметь возможность предоставлять ему продукты и услуги в режиме онлайн. Кроме того, как показывает зарубежный опыт, люди не хотят полностью переводить процесс общения с банком в онлайн-режим. Поэтому кредитно-финансовым учреждениям по-прежнему будут необходимы офисы. Другое дело, что сотрудники таких офисов будут избавлены от различных рутинных операций и основное свое рабочее время будут тратить на консультирование клиентов и помощь им в выборе наиболее оптимального финансового решения.

Справка:

Банк "Петровский" зарегистрирован Центральным банком РСФСР 12 ноября 1990 года.

В 2000 году переименован в ОАО "Петровский народный банк".

В 2002 году в связи со сменой акционеров Банка стал "МДМ-Банк Санкт-Петербург".

В 2006 года контрольный пакет акций Банка приобретен Восточно-Европейской Финансовой Корпорацией. Так появилось Открытое акционерное общество "Банк Восточно-европейской финансовой корпорации" (сокращенное наименование - ОАО "Банк ВЕФК").

В феврале 2009 года НОМОС-БАНК и ФК "ОТКРЫТИЕ" выступили в качестве соинвесторов в капитале банка ВЕФК. С сентября 2009 года Банк вернул себе первоначальное наименование - Банк "Петровский". В августе 2010 года после выхода НОМОС-Банк из капитала Банка "Петровский", структура получила название "ОТКРЫТИЕ".

Credits.ru